История клуба

Начиная с 1923 года, когда командующий войсками Западного фронта Тухачевский выступил с обращением в президиум Витебского Губкома  об организации  Витебской летной школы, весь народ Витебщины собирал по копейкам средства для постройки и организации  аэроклуба.

Как пример можно привести Постановление Витебского городского совета  от 3 мая 1931 года (Госархив Витебской области, фонд №263, опись №4, дело №27, л.92), в котором на основании Постановления СНК БССР от 24 октября 1930 года  и стремления  жителей города участвовать в строительстве школы Гражданской авиации Витебскому  городскому совету ОСОАВИАХИМа  разрешается проведение месячника сбора средств на строительство Витебской школы Гражданской авиации ОСОАВИАХИМа.

         Из этого Постановления видно, что сбор средств осуществлялся через организацию субботников, «кружечных» сборов, платных спектаклей, подписных листов и начислений («на трамвайные и автобусные билеты – 1 коп.; на билеты во всех театрах, кино, цирке, клубах, садах и на все увеселительные платные зрелища – 5 коп. на каждый билет; на все спиртные напитки и пиво до литра – 10 коп. и свыше литра – 25 коп.»

  В январе 1931 года по предложению ЦК ОСОАВИАХИМ БССР, поддержанному ЦК КП(б) и СНК республики, в Витебске была создана школа по подготовке пилотов для Гражданской авиации. Начальником школы в конце 1930 г. был назначен Б.А. Муратов.         

С 5 мая по 5 июня 1931 года в Витебске был проведен месячник сбора средств на строительство школы пилотов ОСОАВИАХИМа. В доме просвещения по ул. Гоголя выделили помещения под классы и общежитие курсантов. В 15 км от города около деревни Куковячино выбрали площадку для аэродрома. Оборудовать ее помогли военнослужащие. Уже 5 сентября состоялся первый выпуск школы- 15 летчиков Гражданской авиации.

Витебскую школу пилотов стали называть базовой по развитию аэроклубной работы в республике. В 1933 году школа имела 7 самолетов У-1 и 4 У-2. Здесь проходили подготовку пилоты- планеристы, инструкторы-летчики и парашютисты Минска, Гомеля и др. городов. В том же году школа пилотов была реорганизована в аэроклуб, куда вошли планерная школа и парашютная станция облсовета ОСОАВИАХИМа.

В апреле 1936 года были организованы курсы по подготовке летчиков-инструкторов и инструкторов-парашютистов для аэроклубов республики. В 1938 году в связи с реорганизацией системы обучения ОСОАВИАХИМа аэроклуб перешел на двухгодичную программу обучения пилотов, была начата подготовка авиационных техников, мотористов, летчиков-наблюдателей, воздушных стрелков. Следует вспомнить, что уже в 1939 г. Витебский аэроклуб выпустил 187 пилотов самолета У-2, 60 летчиков-наблюдателей, 60 воздушных стрелков, десятки авиационных техников и мотористов.

В 1941 году в связи с начавшейся Великой Отечественной войной аэроклуб прекратил свою работу. Авиационная техника была передана в распоряжение РККА.

14 воспитанников аэроклуба в годы войны получили звание Героя Советского Союза: А.К. Горовец, Е.В. Василевский, П.Л. Грищенко, В.А. Демидов, С.И. Жуков, В.А. Князев, П.В.Кондратьев, П.Л. Никифоров, Н.К. Спириденко, В.А.Тышевич, П.А. Глазунов, И.И. Каминский, А.С. Пещенко, Д.И. Луговский.

26 марта 1947 года на основании Постановления Совета Министров СССР № 1712-750-С Витебский аэроклуб возобновил свою деятельность. От кавалерийского клуба  Витебскому аэроклубу были переданы здания и сооружения в районе деревни Куковячино.

21 января 1964 года Постановлением Совета Министров СССР № 58-52 Витебский областной аэроклуб был реорганизован в учебный авиационный центр ДОСААФ (УАЦ) и начал подготовку курсантов на самолетах Як-18 и Ми-1.

В 1981 году в год 50-летия аэроклуба  Постановлением Совета Министров БССР № 436 авиацентру было присвоено имя Героя Советского Союза А.К. Горовца.

27 декабря 1991 года учебный авиационный центр был расформирован и в целях дальнейшего развития в Витебской области авиационных видов спорта Постановлением Президиума Республики Беларусь БелОСТО Беларуси № 211 от 28.12.1991г. на базе авиацентра был создан Витебский аэроклуб им. А.К. Горовца.

Витебск по праву называют столицей вертолетного спорта.

В 1978 году на базе авиацентра проходил третий Чемпионат мира по вертолетному спорту. В нем принимали участие команды Англии, ВНР, ФРГ, ПНР, США, СССР. Чемпионат закончился убедительной победой советских спортсменов, завоевавших 38 медалей. В 1984 году проходили Международные соревнования по парашютному многоборью, а в 1987 году-Чемпионат Союза по вертолетному спорту. В 1992 году был проведен первый Национальный чемпионат Республики Беларусь.

С 1996 года на базе аэроклуба началось теоретическое и летное обучение курсантов авиационного факультета Военной академии  Республики Беларусь, которое продолжается до сих пор.

За все время существования Витебского аэроклуба (УАЦ), он являлся ведущим среди учебных авиационных заведений ДОСААФ СССР. Неоднократно завоевывал 1-е и призовые места, а также звание  «Образцовая организация». Много раз награждался переходящим знаменем, призами и грамотами.

В данный момент  аэроклуб занимается  не только подготовкой курсантов, спортсменов – вертолетчиков и спортсменов – парашютистов, но и хозяйственной деятельностью. Идет подготовка к получению свидетельства эксплуатанта и лицензии для выполнения гражданских видов работ, а значит история делает  новый виток, мы возвращаемся к тому, с чего начиналось становление аэроклуба – деятельности в области Гражданской авиации. Ну а если немного поразмыслить, то в процессе создания в Минске авиационного института (у которого нет летной базы) можно предположить и предложить подготовку пилотов для Гражданской авиации на базе Витебского аэроклуба. Для этого все здесь имеется в наличии (кадры, техника, сооружения, аэродром и свободное воздушное пространство). Небольшие затраты могут дать огромную экономию в подготовке летных кадров для  ГА Республики Беларусь. Вот тогда и воплотится в жизнь предложение ОСОАВИАХИМа БССР 1931года, о создании школы пилотов для Гражданской авиации.

                 В настоящее время в аэроклубе  эксплуатируются вертолеты Ми-2 и самолеты Ан-2.

Краткие тактико-технические данный авиационной техники.

          Ми-2 Ан-2
Максимальный взлетный  вес 3700 кг 5500 кг
Допустимая масса перевозимого груза 700 кг 1500 кг
Количество перевозимых людей 8 человек 12 человек
Максимальная скорость 210 км/час 250 км/час
Максимальная высота полета 4000 м 4400 м

Мы работаем, мы учим летать молодежь, мы прыгаем, мы участвуем в соревнованиях и побеждаем!