Вертолетный Спорт

Секция по вертолётному спорту Витебского аэроклуба ДОСААФ

Руководитель секции – начальник отдела по учебно-спортивной работе Дикусаров Борис Владимирович.

Численность секции: 8 спортсменов – вертолётчиков последующих годов обучения: 4 мастера спорта международного класса, 3 мастера спорта РБ и 1 кандидат в мастера спорта.

Секция оснащена учебно-тренировочными вертолётами Ми-2.

В настоящее время спортсмены-вертолётчики осваивают более лёгкий и экономичный тип вертолёта – Robinson R44.

В 2023 году с целью создания резерва основного состава секции планируется дополнительный набор кандидатов для прохождения курса учебной лётной подготовки на спортсменов-вертолётчиков.

Теоретические занятия проходят с января по март ежедневно, кроме воскресенья с 18.00 до 22.00 часов.

Лётная практика по спортивной программе начинается с апреля.

Вертолетный спорт –  вид спорта, в котором вертолётчики – спортсмены состязаются в мастерстве пилотирования вертолётов. Это один из немногих видов авиационного спорта, который включает в себя выполнение нескольких видов очень сложных упражнений.

Родиной вертолетного спорта является СССР.

Началом развития массового вертолетного спорта в СССР, в состав которой тогда входила Белоруссия, принято считать 1958 г., когда в г. Калуге были проведены первые всесоюзные соревнования, посвященные 40-летию ВЛКСМ. В них участвовали по две команды от ВВС и ДОСААФ и команда Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике. Всего в соревнованиях приняло участие 14 спортсменов.

Программа всесоюзных соревнований в 1958 году состояла из пяти упражнений:

  1. Полет по кругу на точность выполнения основных элементов техники пилотирования;
  2. Вертикальный взлет и посадка на площадку размерами 30×30 м, ограниченную препятствиями высотой 10 м. (посадка в колодец).
  3. Полет на малой высоте с выполнением движений в стороны, вперед и назад, разворотов на 360° вокруг вертикальной оси вертолета.
  4. Висение на высоте 10 м. со взятием на борт пассажира с площадки радиусом 2 м;
  5. Полет по 150-километровому маршруту на точность вождения вертолета с выходом на конечный пункт маршрута в заданное время.

Упражнения были рассчитаны на летчиков, освоивших полеты на вертолете Ми-1 и имеющих на нем налет 70-100 часов. По итогам этих соревнований первое место заняла команда ВВС-1, состоявшая из представителей Высшего авиационного училища летчиков Приволжского военного округа: М.В. Евстафьева, М.Н. Басаргина и В.М. Савина. Они стали первыми чемпионами в командном зачете. Первым абсолютным чемпионом страны стал Федор Белушкин из команды Центрального аэроклуба им. В.П.Чкалова.

Вертолетный Спорт

В 1959 году вертолетный спорт был включен в Единую Всесоюзную спортивную классификацию СССР.

В 1959 году Советский Союз предложил Международному Вертолетному Комитету при FAI  (FederationAeronautiqueInternationale) в Париже провести чемпионат восьми Советских Республик. Опираясь на данное предложение, Вертолетный Комитет FAI начал планировать проведение Чемпионата Мира. В 1960 году Советский Союз передал в FAI заявку, в которой высказывалась настоятельная просьба об организации 1-ого Чемпионата Мира по вертолетному спорту.

В 1961 году был проведен 1-й национальный Чемпионат ФРГ в городе Кобленц, в котором приняли участие 30 экипажей, 2/3 из которых представлял Бундесвер. Несколькими годами позже прошли 2-й национальный Чемпионат в Рендсбурге и следующий в городе Оффенбурге. О полученном на Чемпионатах опыте было доложено в FAI в Париже.

С 1962 года стали проводиться первенства республик (областей), ведомств, а с 1966 года стали регулярно проводиться чемпионаты РСФСР, других республик и Вооруженных Сил. В них принимали участие отдельные летчики и команды.

Найденные во время проведения этих национальных Чемпионатов формы и схемы легли в основу некоторых положений 1-го Чемпионата мира по вертолетному спорту. Так, например, Отто Ритдорф со своим экипажем стал инициатором слалома и фристайла.

В итоге Первый чемпионат мира по вертолётному спорту состоялся в немецком городе Бюкебург (в период с 16 по 19 сентября 1971 года). Победу одержала Германия. Сборная команда СССР участия в этом Чемпионате Мира не принимала. Участники на Чемпионат приехали из следующих стран: США, Англии, Канады, Австрии, Люксембурга, Колумбии, Бразилии, Бельгии, Голландии, Польши, Франции, Финляндии, Туниса и ФРГ. Женские экипажи были представлены странами: США, Англия, Канада, Колумбия, Бельгия и ФРГ. Около 20 % всех экипажей были смешанными (по национальному признаку.)

Во втором Чемпионате мира, проведенном в Англии, сборная СССР приняла участие, одержав победу. На третьем Чемпионате, прошедшем в Минске советские пилоты также одержали победу. Очередной  16-й Чемпионат мира  прошел в июле 2018 года также в Минске.

Наравне с мужчинами этим видом спорта начали заниматься и женщины. Федерация вертолетного спорта СССР в 1973 года утвердила раздельный зачет в чемпионатах по вертолетному спорту для мужчин и женщин. По итогам соревнований присуждались звания абсолютного чемпиона СССР среди мужчин и абсолютного чемпиона СССР среди женщин.


Чемпионаты Белоруссии по вертолетному спорту проводились с 1974 по 1990 годы. Абсолютными чемпионами республики становились: Новиков В.Ф. (1974,1975), Иноземцев В.К, Филипенко В.Н. (1979,1980), Янченко В.Е. (1981), Грищенко А.Н. (1982,1984,1985,1986), Шевелев В.М. (1983,1989) Мирончик В.Л. (1987), Шевелева О.А. (1988), Звирык В.М. (1990).

Вертолетчики Белоруссии неоднократно становились чемпионами и призерами всесоюзных соревнований в индивидуальном и командном зачётах.

В 1961 году команда БССР, состоявшая из спортсменов Витебского аэроклуба, впервые приняла участие на Всесоюзных соревнованиях и заняла 2-е место, в 1964 году 3-е место, а в 1965 года – 1-е место на Всесоюзной Спартакиаде народов СССР в составе Новикова В.Ф., Щеглова Н.И., Зайцева С.М.

В 1970 году Зайцев С.М. на V Всесоюзной Спартакиаде стал Чемпионом СССР по упр.№3 (полет по маршруту).

В 1978 году на XIX Чемпионате СССР спортсмены Витебского аэроклуба Милешко Т.Ф. и Филипенко В.Н. стали Чемпионами по вертолетному слалому.

C 1978 года витебские вертолётчики начали переучиваться с вертолёта Ми-1 и осваивать новый тип вертолёта Ми-2.

В 1983 году на VIII Спартакиаде народов СССР спортсменки Минского аэроклуба Данилевич Л.И. (Косенкова) и Борсук О.А. дважды стали серебряными призерами по отдельным упражнениям, а команда БССР в составе Филипенко В.Н., Друй С.В., Грищенко А.Н. и Шевелева В.М. заняла 2 место.

В 1985 году на Чемпионате СССР команда в составе Шевелева В.М., Грищенко А.Н., Друй С.В., Мирончика В.Л. (спортсмены Витебского аэроклуба) заняла 1-е место, Друй С.В. занял 2-е место в личном зачете по многоборью, и экипаж Шевелев В.М. – Грищенко А.Н. завоевал золотую и серебряную медали по отдельным упражнениям.

В 1986 году на IX Спартакиаде Народов СССР экипаж в составе Шевелева В.М. и Грищенко А.Н. занял 1-е и 2-е места по отдельным упражнениям.

В 1987 году на Чемпионате СССР экипаж в составе Шевелевой О.А.(Борсук) и Данилевич Л.И. завоевал золотую, серебряную и бронзовую медали по отдельным упражнениям.


В 1988 году на Чемпионате СССР экипаж в составе Шевелевой О.А и Данилевич Л.И. занял 2 место по упражнению «Полет по маршруту».

На основании результатов, показанных спортсменами на Чемпионатах РСФСР и СССР, формировался состав сборной команды СССР по вертолетному спорту, в состав которой входили и белорусские спортсмены. Начиная с 1992 года, в связи с распадом СССР всесоюзные соревнования по вертолетному спорту перестали проводиться.

Сборная команда СССР участвовала в пяти чемпионатах Мира:

  1. 1973 г. Англия – Абсолютные чемпионы мира, команда – 1 место
  2. 1978 г. СССР г. Витебск – Абсолютные чемпионы мира, команда – 1 место
  3. 1981 г. Польша – команда – 4 место
  4. 1986 г. Англия – команда – 3 место
  5. 1989 г. Франция – команда – 2 место

После распада СССР в 1992 году вертолетный спорт в Беларуси утратил ту массовость, которая была во времена СССР, но, несмотря на все трудности и сложности, он сохранился и продолжает развиваться.

В 1994 году в Москве состоялся Чемпионат Мира по вертолетному спорту, на котором впервые выступила команда Беларуси. На этом Чемпионате экипаж в составе Грищенко А.Н. и Дятлова А.В. стал чемпионом по навигации, экипаж Стельмах Т.А.- Горелышева И.В. занял 3-е место среди женщин. Команда Беларуси заняла 4-е место.
В 1999 году на Чемпионате мира экипаж Стельмах Т.А.- Горелышева И.В. занял 3-е место среди женщин.
В 2002 году на Открытом Чемпионате России наша команда заняла 1-е место, а также ряд призовых мест в личном зачете по многоборью и отдельным упражнениям.
В этом же году на XI Чемпионате мира в Австрии экипаж в составе Манько О.А. – Друй С.В. занял 2-е место по упражнению “Слалом”.
В 2004 году спортсмены Витебского аэроклуба в составе: Грищенко А.Н, Дятлов А.В., Звирык В.М., Друй С.В. на открытом чемпионате РФ в г. Сызрань заняли 3-е командное место, а также были призерами по упражнениям.

В 2005 году спортсмены Витебского аэроклуба Грищенко А.Н, Дятлов А.В., Манько О.А., Друй С.В. на XII Чемпионате мира в городе Руан (Франция) заняли два 3-х места по отдельным упражнениям.


В 2009 году на Открытом чемпионате России экипаж в составе Грищенко А.Н. и Стриёнка В.В. занял 1 место по упражнению «Слалом».

На открытом Чемпионате Республики Беларусь в 2011 году   экипаж Витебского аэроклуба ДОСААФ  Голубцов С.А. – Копецкий О.В.  завоевал 4 золотые медали, экипаж  Лаптев Н.А. – Кособуцкий  С.А. –  2 серебряные медали, а экипажи  Манько А.О.  –  Грищенко А.Н.,  Бугаев В.А.  –  Дятлов С.А.  – 4 бронзовые медали.

В 2012 году на 14-м   Чемпионате  мира  по вертолетному спорту в г. Серпухове   Лаптев Н.А. завоевал      бронзовую медаль  в личном зачёте среди юниоров, а экипаж  Бугаев В.А. –  А. Рогонов А.С. стали чемпионами мира среди юниоров.

Участие в 2013 году открытом чемпионате Украины по вертолётному спорту  позволили  экипажам  Манько А.О. – Лаптев Н.А.  завоевать   бронзовую медаль, а   Бугаев В.А. –  Грищенко А.Н.  –  серебряную медаль.

На открытом чемпионате Республики Беларусь 2013 года по вертолётному спорту экипаж  Манько А.О. – Лаптев Н.А.   выиграли золотую медаль.

На открытом Чемпионате  Республики Беларусь по вертолётному  спорту в 2014 году  экипаж Лаптев Н.А. –  Курс В.Л.  занял третье место и получил звание  «Лучший экипаж  среди юниоров», а экипаж Бугаев В.А. – Рогонов А.С.   поднялись на высшую  ступень пьедестала.

В рамках тест-чемпионата мира в Польше в общем зачете экипаж Бугаев В.А. –  Рогонов А.С.   завоевал 2-е место в общем  зачёте.

В 2015 году в ходе  проведения 15-го   Чемпионата мира по вертолётному спорту   в Польше в Вертолётных гонках  экипажи Бугаев В.А. – Рогонов А.С.,  Лаптев Н.А. – Курс В.Л. и  Грищенко А.Н. –  Стриёнок В.В.    завоевали серебряную медаль  в командном зачёте, а по итогам данного Чемпионата  спортсмены аэроклуба   заняли второе место  в командном зачёте.

На 50-м открытом Чемпионате  России экипаж Бугаев В.А. –  Рогонов А.С.    занял   3 место  в вертолётных гонках и почётное  звание  «Лучший иностранный экипаж».

Принимая участие в Первых Белорусских вертолётных гонках 2015 года экипаж                           Лаптев Н.А. – Курс В.Л..  занял первое место в смешанной эстафете.

Великолепные достижения показали  спортсмены во время проведения Чемпионата Республики Беларусь по вертолётному спорту.  Экипаж Лаптев Н.А. – Курс В.Л.   занял     1-е командное место и  общее   3-е место в многоборье, а  экипаж Бугаев В.А. – Рогонов А.С.  стали Абсолютными  чемпионами Республики Беларусь. 

Вертолетный Спорт

 На Вторых  Белорусских  вертолётных гонках  2016 года экипаж Бугаев В.А.- Рогонов А.С.  завоевал высшую награду в командной эстафете, а экипажу Лаптев Н.А. – Курс В.Л   достались серебряные медали.

 По итогам открытого Чемпионата РБ 2016 года по вертолётному спорту экипаж  Бугаев В.А.- Рогонов А.С  подтвердил  звание Абсолютных чемпионов  Республики Беларусь, а    экипажи  Лаптев Н.А. – Курс В.Л,  Манько А.О. – Грищенко А.Н.   выиграли  серебряные медали.

Вертолетный Спорт

В 2017 году на 52-м Чемпионате России по вертолётному спорту  экипаж Лаптев Н.А. – Курс В.Л  завоевал  серебро.

В рамках Фестиваля  «ПРОНЕБО -2017»  экипажу Лаптев Н.А. – Курс В.Л также  досталось  4 серебряные медали  в вертолётных гонках  по различным  упражнениям.

На тест-чемпионате мира  экипаж Лаптев Н.А. – Курс В.Л стали бронзовыми призёрами, а на этапе  Кубке мира по вертолётным гонкам  в Польше данный  экипаж    выиграл  1 серебряную и 1 бронзовую медали и занял  итоговое второе место. [

На проходившем в г. Минске в 2018 году 16-м Чемпионате мира по вертолётному спорту по итогам общекомандного зачёта, команда сборной Республики Беларусь стала серебряным призёром, пропустив вперед лишь Россию, страну, которая является признанным лидером вертолетного спорта. Чемпионами мира по упражнению “Развозка грузов” стал экипаж Бугаев В. А.- Рогонов А.С, а третье место завоевал экипаж Лаптев Н.А. – Курс В.Л. Данный экипаж также стал третьим в упражнении ” Вертолётный слалом”

В 2019 году на родной земле Витебского аэроклуба ДОСААФ на третьем этапе Кубка мира по вертолетным гонкам экипаж Лаптев Н.А.-Курс В.Л. занял третье место, а Бугаев В.А.-Рогонов А.С. – второе место в классе Masters в упражнении “Параллельный слалом”.

На прошедшем юбилейном ХХ Открытом чемпионате Республики Беларусь по вертолетному спорту, который традиционно прошел на базе Витебского аэроклуба ДОСААФ среди спортсменов Республики Беларусь сильнейшими оказались вертолётчики Витебского аэроклуба: по упражнению № 4 “Слалом” и упражнению № 3 “Развозка грузов” – экипаж Никиты Лаптева и Курса Владислава, упражнению № 2 “Полет на точность” экипаж Владимира Бугаева и Андрея Рогонова , которые показали лучший результат в многоборье, а команда Витебского аэроклуба – первое место в командном соревновании Республики Беларусь.

Золотые медали среди всех участников соревнований по упражнению № 4 “Слалом” получили экипаж Никиты Лаптева и Владислава Курса (Беларусь), упражнению № 2 “Полет на точность” и упражнению № 3 “Развозка грузов”- экипаж Алексея Майорова и Сергея Костина (Россия).

Победителями многоборья среди всех участников Чемпионата стал российский экипаж Алексея Майорова и Сергея Костина , набравший 887,8 очков, второе место у наших спортсменов – экипаж Владимира Бугаева и Андрея Рогонова с результатом 880,7 очков, а тройку призеров замкнули также представители Республики Беларусь – экипаж Никиты Лаптева и Владислава Курса, заработавшие 861,5 очков.

Вертолетный Спорт

Кто хоть раз наблюдал за ходом спортивных соревнований по вертолетному спорту, понимает, что этот комплекс упражнений напоминает упражнения, которые выполняют военные летчики для повышения своих летных навыков, где от экипажа требуется высочайшее мастерство пилотирования, внимание, взаимодействие, отличное знание карт, умение ориентироваться на местности, твердая рука, хорошее зрение, меткость. Главная цель такого рода упражнений – повышение летного мастерства, подготовка летчиков, способных успешно выполнить любое сложное задание. Для экипажей очень важно взаимопонимание, так как пилот во многих случаях управляет вертолётом только по подсказке оператора.

Вертолетный Спорт

Упражнения по вертолетному спорту:

Упр. № 1 «Навигация» – самое насыщенное элементами упражнение. В задачу экипажа входит прокладка маршрута на карте за 5 минут до вылета, полет по 90-километровому маршруту, поиск 3-х поворотных пунктов, опознание 10 целей в зоне поиска, сброс 2-х грузов в мишени, финиш в точно заданное время, выполнение 60-секундной «коробочки», второй финиш и сброс кегли в отверстие крыши не более, чем за 20 секунд.

Вертолетный Спорт

Упр. № 2«Полет на точность» – классика вертолетных соревнований. Полет выполняется по размеченному на земле маршруту на постоянной высоте 2,5 м, контролируемой двумя грузами, подвешенными под вертолетом. Выполняются перемещения вперед, вправо, назад, влево, развороты на 90о и 360о. В конце полета экипаж должен точно посадить вертолет на линию шириной 5 см.

Вертолетный Спорт

Упр. № 3 «Развозка грузов» вошла в программу вертолетных соревнований в 2005 году. Экипаж производит опускание 8-килограммового груза поочередно в 3 контейнера. При этом длина фала, на котором крепится груз, имеет разную длину: 4, 6 и 8 м. Задача экипажа – точно опустить груз в контейнеры за минимальное время.

Вертолетный Спорт

В рамках упражнения № 4 «Слалом» экипаж должен в заданной последовательности пронести ведро, наполненное водой, через 11 ворот и с одной попытки поставить его на стол. Высота прохода площадки – 5 м, постановки ведра – 5 м. В полете оценивается чистота и правильность прохождения ворот, а также время, которое не должно превышать 195 секунд.

Вертолетный Спорт

ВЕРТОЛЁТНЫЕ ГОНКИ

Вертолетный Спорт

Соревнования по дисциплине «вертолетные гонки» в Республике Беларусь предназначены для развития и популяризации вертолетного спорта и проводятся по иным правилам, чем классические соревнования по вертолетному спорту. Программа вертолетных гонок разработана Федерацией вертолетного спорта России и направлена на повышение зрелищности при соблюдении максимальной безопасности зрителей и участников соревнований.

В программу вертолетных гонок входят следующие упражнения (дисциплины):

  • №1 «Развозка груза»;
  • №2 «Слалом»;
  • №3 «Командная эстафета «Развозка груза»;
  • №4 «Командная эстафета «Слалом»;
  • №5 «Комбинированная командная эстафета»;
  • №6 «Индивидуальный фристайл» – проводится по Правилам чемпионатов

Упражнение №1 – «РАЗВОЗКА ГРУЗА»

Дисциплина выполняется двумя участниками одновременно на параллельных площадках.
Для выхода в следующий раунд необходима или одна победа (выполняется 1 полет), или две победы (выполняются 2 или 3 полета).
Дисциплина разыгрывается по принципу выбывания (по системе плей-офф).
Минимум 4 и максимум 16 экипажей будут соревноваться за звание «Чемпион
вертолетных гонок в дисциплине «Развозка груза».
Порядок выполнения дисциплины одинаков для всех участвующих экипажей.
Все участвующие экипажи образуют пары для участия в дисциплине методом случайной выборки или по жеребьевке.
После квалификационных раундов лучшие 8 экипажей, победители каждого раунда, в зависимости от результатов образуют 4 пары для участия в
четвертьфинале следующим образом: экипаж, занявший первое место, летает с пятым (1-5), второй с шестым (2-6), третий с седьмым (3-7), четвертый с восьмым (4-8).

Вертолетный Спорт


Если экипажи выполняют более одного полета (2 или 3), то для определения места выбирается лучший результат каждого победившего экипажа
Четыре лучших экипажа, победители четвертьфинала, выходят в полуфинал и, в зависимости от своих результатов, образуют 2 пары следующим образом: 1-4,
2-3. Проигравшие в полуфинале соревнуются за третье место. Победители полуфинала соревнуются за звание «Чемпион вертолетных гонок в дисциплине «Развозка груза».
Дисциплина предусматривает выполнение полета на точность с грузом, прикрепленным к фалу, при этом используется фал изменяемой в полете длины
4, 6 и 8 метров.

Вертолетный Спорт

Летчики производят взлет с линии исполнительного старта, при этом груз находится на земле, и каждый оператор удерживает фал за шарик над красным
флажком (шариком), обозначающим длину 4 м.
Летчик направляет вертолет к контейнеру «А», а оператор опускает груз в первый контейнер, при этом длина фала равна 4 м. После опускания груза в
первый контейнер оператор стравливает фал на длину 6 м и вынимает груз из контейнера.
После этого летчик направляет вертолет к контейнеру «В», оператор опускает в
него груз, стравливает фал на длину 8 м и затем вынимает груз из контейнера для захода на третий контейнер.

Вертолетный Спорт

Результат определяется путем сложения времени полета (в минутах, секундах и десятых секунды) со штрафными очками, приведенными в пункте выигрывает экипаж с меньшей суммой очков (штраф + время).

Вертолетный Спорт


Если экипажи имеют одинаковый результат, лучшее место будет у экипажа, показавшего минимальное время полета.

Упражнение №2 – «СЛАЛОМ»

Дисциплина включает в себя полет на точность с проносом ведра, прикрепленного к фалу, дважды через 6 пронумерованных ворот с последующей установкой ведра на стол.

Вертолеты прибывают на линии исполнительного старта параллельных площадок. Судьи вручают операторам фал с закрепленным на нем пустым ведром.

После выполнения первого полета оба экипажа возвращаются на линии исполнительного старта и ждут сигнала бригады, подсчитывающей очки, которая определяет/указывает победителя.
Если пара выполняет один полет, то по сигналу судьи оба экипажа возвращаются на стоянку после выполнения раунда.
Если пара выполняет более одного полета (2 или 3), то после выполнения первого полета экипажи готовятся к следующему полету на линии исполнительного старта.
После выполнения второго полета оба экипажа возвращаются на линии исполнительного старта и ждут сигнала бригады, подсчитывающей очки, которая определяет победителя во втором полете. Если победитель тот же, что и в первом полете, по сигналу судьи оба экипажа покидают площадку и возвращаются на стоянку.
Если победители в первом и втором полетах разные, экипажи будут выполнять третий полет, который определит победителя этого раунда.
После выполнения третьего полета оба экипажа возвращаются на линии исполнительного старта и ждут сигнала бригады, подсчитывающей очки, которая определяет победителя этого раунда. Победитель выходит в следующий раунд соревнований. Затем оба экипажа покидают площадку и возвращаются на стоянку.

По знаку о готовности от экипажа судья дает старт участникам отмашкой флагом.
Вертолеты производят взлет с линии исполнительного старта, при этом ведро находится на земле, а оператор удерживает фал выше первого красного флажка (3 м). Пилот выполняет подлет к бочке с водой. Оператор наполняет ведро водой.

Вертолетный Спорт


После наполнения ведра водой пилот набирает высоту, а оператор выпускает 5-ти метровый фал. Пилот направляет вертолет к первым воротам, а оператор удерживает фал за шарик. Обе его руки должны быть видны.

Вертолетный Спорт


Шесть пронумерованных ворот размещаются на площадке, при этом полет производится последовательно от 1-х ворот к 6-ым и в обратном порядке к 1-ым.
Ворота считаются пройденными правильно, если верх ведра прошел ниже верха стоек. Запрещаются повторные попытки для правильного прохождения ворот.

Вертолетный Спорт

После прохождения первых ворот во второй раз пилот направляет вертолет к столу.
Разрешается манипулирование фалом, при условии, что он не будет укорачиваться ниже верхнего флажка любой частью тела. Обе руки оператора должны быть видны.
Ведро должно быть поставлено на стол, после чего фал сбрасывается.
Разрешаются повторные попытки постановки ведра на стол.

Вертолетный Спорт

Результат определяется путем сложения времени полета (в минутах, секундах и десятых секунды) со штрафными очками.
Выигрывает экипаж с меньшей суммой очков (штраф + время). Если несколько экипажей имеют одинаковый результат, лучшее место будет у экипажа, показавшего меньшее время полета.

Упражнения №3,4,5. Общие правила проведения командных эстафет
Дисциплина выполняется двумя командами одновременно на параллельных площадках. Каждая команда состоит из двух экипажей, выступающих на двух вертолетах. Вертолеты могут быть одного или разных типов.
Дисциплина может быть разыграна следующим образом:

Упражнение №6 – «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФРИСТАЙЛ»

  • Упражнение №3 «Командная эстафета «Развозка Груза» – «Параллельная развозка груза» для обоих экипажей обоих команд;
  • Упражнение №4 «Командная эстафета «Слалом» – «Параллельный слалом» для обоих экипажей обоих команд;
  • Упражнение №5 «Комбинированная командная эстафета» – «Параллельный слалом» для первых экипажей каждой команды и «Параллельная развозка груза» для вторых экипажей каждой команды.
    Экипажи, входящие в одну команду, летают на одной площадке друг за другом без перерыва. Каждый следующий экипаж производит взлет, когда оператор предыдущего экипажа сбрасывает фал над столом или над последним контейнером. Фальстарты штрафуются.
    Количество полетов для каждого экипажа команды может быть от одного до трех.
    Эстафета разыгрывается по принципу выбывания (по системе плей-офф).
    Минимум 2 и максимум 8 команд соревнуются за звание «Чемпион
    вертолетных гонок в Командной Эстафете».
    Порядок выполнения дисциплины одинаков для всех участвующих команд.
    Все участвующие команды образуют пары для участия в дисциплине методом случайной выборки.
    Четыре лучшие команды, победительницы четвертьфинала, выходят в полуфинал и, в зависимости от своих результатов, образуют 2 пары следующим образом: 1-4, 2-3.
    Проигравшие в полуфинале соревнуются за третье место.
    Победители полуфинала соревнуются за звание «Чемпион командной эстафеты».
    Во время утреннего брифинга участникам сообщается время прибытия вертолетов на линию ожидания.
    Первые экипажи каждой команды прибывают на линии исполнительного старта параллельных площадок. Вторые экипажи каждой команды занимают позицию на линиях предварительного старта параллельных площадок.
    По знаку о готовности от экипажа судья дает старт участникам отмашкой флага.
    После прохождения первым экипажем ворот №1 (Входные ворота), второй экипаж перемещается на линию исполнительного старта.
    Второй экипаж взлетает, когда оператор предыдущего экипажа их команды сбрасывает фал над столом или над последним контейнером. Если команда выполняет только один полет, то экипажи возвращаются на стоянку после выполнения раунда.
    Если команда выполняет более одного полета (2 или 3), то после выполнения первого полета экипажи возвращаются на линию исполнительного и предварительного старта. После завершающего полета экипажи возвращаются на стоянку.

    Отсчет времени начинается по сигналу, данному на линии исполнительного старта, и заканчивается в момент сброса оператором фала над столом или третьим контейнером в заключительном полете эстафеты. Время измеряется в
    минутах, секундах.
    Судейство и подсчет очков осуществляются сразу же.
    Каждое нарушение оцениваемого элемента дисциплины сопровождается поднятием флажка.


Упражнение №6 – «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФРИСТАЙЛ»

Вертолетный Спорт

Целью проведения соревнований по данному упражнению – это демонстрация максимальной маневренности вертолета и
высочайшего уровня летного мастерства.
Может быть использован любой тип вертолета, но при этом все маневры должны выполняться в рамках ограничений, установленных Инструкцией экипажу и Сертификатом Годности воздушного судна, и ни в коей мере не нарушать летную безопасность.
Участники могут использовать дымы и/или музыку, чтобы усилить впечатление от своего выступления.
Перед выполнением упражнения должен быть проведен брифинг.
Каждый полет должен продолжаться максимум 4 минуты, но не менее 3 минут 45 секунд.
Во фристайле может участвовать любой летчик или экипаж, независимо от того, принимает ли он участие в упражнениях №1-5.
Полет по упражнению выполняется в пределах площадки в форме квадрата со стороной 800 м, размеченной на земле полотнищами, расположенными в четырех углах и в центре, на высоте, не превышающей 300 м (1000 футов) над
уровнем земли.
Участник может начинать выступление с земли в любом месте в пределах площадки.
Время отсчитывается с момента взлета.
Участник завершает выступление на земле, в центральном квадрате, после исполнения своей 4-минутной программы. Отсечка времени производится в момент касания вертолетом земли в соответствии с представленной программой.

Вертолетный Спорт